Уже завтра, в рамках Х Петербургского международного юридического форума состоится дискуссия на тему: Право на самооборону и защиту жилища: теория и правоприменение, в которой примет участие Заведующая Московской коллегией адвокатов имени генерал-майора юстиции А.С.Кудряшова, адвокат, доктор юридических наук-Ярош Марина Александровна.
В обсуждении также примут участие: Советник Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации — Козлов Александр, Президент Федерации практической стрельбы России — Михаил Гущин, Судья Верховного Суда Российской Федерации-Олег Зателепин, Музыкант, общественный деятель, блогер-Михаил Маваши, Депутат, первый заместитель председателя комитета Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации по государственному строительству и законодательству-Ирина Панькина, Заместитель начальника главного управления по надзору за следствием, дознанием и оперативно-розыскной деятельностью, Генеральная прокуратура Российской Федерации-Василий Пустовалов, Директор Нижегородского филиала, ФГКОУ ВО «Санкт-Петербургская академия Следственного комитета Российской Федерации»-Алексей Петрянин, Аудитор Счетной палаты Тульской области-Татьяна Сергеева.
Вопросы допустимых пределов самообороны периодически поднимаются и становятся достаточно острыми и резонансными. Принцип «мой дом – моя крепость» во многих странах ассоциируется с конституционными гарантиями, дающими право на неприкосновенность жилища. «Защитить людей, которые защищаются сами и защищают жизнь и здоровье других граждан» сказал Президент России В.В. Путин 9 декабря 2021 года на заседании Совета по правам человека. Право на неприкосновенность жилища является важнейшим конституционным правом человека. 31 мая 2022 года состоялся Пленум Верховного суда России, который внес изменения в Постановление Пленума от 2012 г. № 19 «О применении судами законодательства о необходимой обороне и причинении вреда при задержании лица, совершившего преступление». На сегодняшний день, защищаясь, российский гражданин должен оценивать характер опасности насилия или угрозы, он ограничен пределами необходимой самообороны, в то время как преступник ничем не ограничен. Как показывает практика, есть случаи, когда на скамью подсудимых отправляются и получают реальные сроки лишения свободы люди, защищавшие свою жизнь и жизни своих детей. Если в результате самообороны нападавший погиб, это почти всегда гарантированный реальный срок лишения свободы. Повлияет ли существенно, без внесения изменений в закон, очередное разъяснение Верховного суда на сформированную практику по делам о превышении пределов самообороны? Каким образом создать правоприменительную практику, направленную на защиту жизни и здоровья гражданина, его близких, а также в случае исполнения им своего гражданского долга по защите лиц, подвергшихся нападению?
Сам же форум призван на международном уровне обеспечить диалог по вопросам модернизации права в интересах человека и общества. В современной геополитической ситуации именно право должно сыграть важнейшую роль в подготовке действенных решений в ответ на злободневные вызовы.